j_mcnulty

Category:

Россия, Которую Мы Потеряли — дела институтские, экзаменационные

Не так давно, в записи «Россия, Которую Мы Потеряли — офицерская честь» я цитировал дневники офицера В.С.Савонько. 

Информативный источник об армейских буднях начала 20-го века, но не только. В перерывах между делами армейскими, Савонько повествует о сдаче экзаменов в Императорском Археологическом институте.  

Чем и почему интересно подобное свидетельство? Любители и пламенные адепты РКМП часто упрекают кровавых большевиков, коммуняк и СССР за утрату того, прежнего, недосягаемо высокого уровня образования. 

При вынужденном сравнении СССР и РИ, такие граждане неминуемо сталкиваются с ростом в Союзе  полноценного (отличающегося от ЦПШ) образования. Но в дело идет следующий тезис — да, «как бы специалистов» при Советах выпускали больше, но ни в какое сравнение с РКМП они не идут. 

Аргументы и схема рассуждений таковы:

1) Сначала приводится официоз, программы гимназий и ВУЗов РИ

2) Дополняется первый аргумент фразами вроде «знали древнегреческий и латынь» (игнорируя разницу программ начала 20-го и 21-го вв.)

3) Добивается всё вышесказанное реальными примерами из советской школьной/институтской жизни — «три пишем, два в уме», списывания, блат и т.д. (При Николае такого не было!)  

Но вернемся к воспоминаниям В.С. Савонько, начнем с хорошего. Были в РКМП экзамены, которые можно назвать экзаменами — билеты, дополнительные вопросы, отвечающие хорошо на «почти все его вопросы» экзаменующиеся.

Однако, так проходили далеко не все экзамены. Профессор Покровский, «весьма снисходительный экзаменатор», довольствуется «малой толикой познаний». Впрочем, он всё же отправил на переэкзаменовку студента, который не сказал по теме ни слова.

Дальше хуже. Профессор Веселовский поставил дело как в анекдоте про студента и блох. Причем, в отличие от анекдота, профессор искренне недоумевает, зачем слушатели готовятся к экзамену по-настоящему.

По мнению автора дневников, Веселовский «сознательно выпускает из института невежд». Добавить здесь нечего.

Идем дальше. Профессор Марков ставит студенту, который «вовсе ничего не знал» и «мямлит какой-то вздор» удовлетворительную оценку.

Не экзамен, а балаган — констатирует Савонько.

А еще были экзамены письменные, и проходили они так:

Списывание, подсказки, и «вряд ли можно хоть мало-мальски верно оценить наши познания».

Как думаете, был ли каждый выпускник подобного учебного заведения настоящим специалистом? Вопрос, впрочем, риторический.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded